Тема обсуждения: Влияние идей Буддизма на творчество Данте Алигьери.
Произведения Данте долгое время замалчивали, не очень рекламировали, и только в XIX веке поэты романтики подняли имя Данте на должную высоту. Появились переводы и издания . Романтики утверждали , что Данте был первым романтиком и они приняли поэта в свои ряды. Но что же такое романтизм? Что ценного есть в этих римских древностях? Пробуем разобраться.
Песня первая inferno.
« (28) Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.
(31) И вот, внизу крутого косогора, —
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.
(34) Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.
(37) Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
(40) Божественная двинула Любовь.
Доверясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь
(43) При виде зверя с шерстью прихотливой;
Но, ужасом опять его стесня,
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
(46) Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.
(49) И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.
(52) Меня сковал такой тяжелый гнет
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.»….
«(91) «Ты должен выбрать новую дорогу, —
Он отвечал мне, увидав мой страх, —
И к дикому не возвращаться логу;
(94) Волчица, от которой ты в слезах,
Всех восходящих гонит, утесняя,
И убивает на своих путях;
(97) Она такая лютая и злая,
Что ненасытно будет голодна.
Вслед за едой еще сильней алкая.
(100) Со всяческою тварью случена.
Она премногих соблазнит, но славный
Нагрянет Пес, и кончится она.
(103) Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и мудрость он вкусит.
Меж войлоком и войлоком державный.
(106) Италии он будет верный щит,
Той, для которой умерла Камилла,
И Эвриал, и Турн, и Нис убит.
(109) Свой бег волчица где бы ни стремила,
Ее, нагнав, он заточит в Аду,
Откуда зависть хищницу взманила.
(112) И я тебе скажу в свою чреду:
Иди за мной, и в вечные селенья
Из этих мест тебя я приведу,
Я предлагаю прокомментировать песнь первую инферно, Комедии Данте, символы четырех животных. Для сравнения привлечем произведения персидско-таджикской поэзии, Сказки 1001 ночи , близкие по духу используемого символизма. Книги поэтов суфиев Фирдоуси , Низами Гянджеви , Алишера Навои (суфии хранители учения Будды), издательства «Всемирная литература». Сборники сказок 1001 ночи в переводе Салье. Сборник «Родник жемчужин». Эти произведения , как и Комедия, хорошо прокомментированы, даются рекомендации по прочтению «трудных мест».
Общее мнение , что в основе этих трудов , лежат произведения устного народного творчества. Видна идеологическая тенденция- «Народ песни сочиняет». Поэтому рассмотрим предшествующий исторический период , чтобы определить , что влияло на это творчество.
Во времена царя Ашоки посылались проповедники буддизма в страны Запада. Страны персидского влияния , греции , Рима. «Небезуспешно» - как отмечается на одной из стелл царя Ашоки. / И.П. Магидович «Географическое открытие Индии»/
Следующий этап: Кушанская империя. Царь Канишка призывает гуру Чанака , принимает учение Будды . Проводит политику умиротворения , вводит изучение санскрита. Делает санскрит языком ученых на востоке, как латынь на западе. Процветает медицина-аюрведа. Растет товарообмен между странами Китая , Индии и странами запада , обмен идеями и знаниями. /Из документального фильма «История Индии» с Майклом Вудом , произв. BBC./ Буддизм укрепился в Средней Азии.
В это время бытовала обширная буддийская литература , с многочисленными намеками на Калачакру. /Ю.Н. Рерих «Буддизм и культурное единство Азии»/
Калачакра – наука Индии. К изучению допускались прошедшие трудные испытания. От студентов требовалось знание санскрита , для изучения текстов по индийской философии , нескольких систем индийской астрономии и астрологии. Считается , что Калачакру преподавал своим ученикам Будда./Ю.Н. Рерих «К изучению Калачакры» ./
После арабского завоевания Средней Азии буддизм был вытеснен. И только со временем стали привлекать местные кадры. Стали более лояльно относиться к персидской учености. Начинается период восточного Возрождения. Рост науки. Собрание библиотек. Стали собирать и записывать народные предания. Фирдоуси использовал для написания Шахнаме материалы, записанные в прозе его предшественниками, и поэтически оформил их.
Буддизм с его просветительской направленностью , утверждением общего блага , научностью понятно , что влиял на ближние и дальние регионы. И это нужно учитывать.
Для примера приведу отрывок из произведения Алишера Навои «Семь планет».
Пятница – Бахрам в Камфарном дворце. Рассказ путника приведенного с дороги.
«Я много видел на своем веку,
Из виденного сказку извлеку.
В трудах дорога пройдена моя,
Страна Хорезма – родина моя
Дорога музыки - русло мое,
Игра на сазе - ремесло мое.
Постиг я , музыку держа в руках,
Науку о ритмических кругах.
…………………………………………
Я обучаю музыке людей.
Верней , учитель я учителей.»
Такая высокая ученая степень , учитель учителей, должна принадлежать специалисту в нескольких отраслях знаний. Математика была разделом музыки , в те времена. Т.е. по законам аналогии , на примерах циклов музыки, изучали великие циклы природы. Тайная Доктрина Е.П. Блаватской , Космогенезис , Антропогенезис предлагают для изучения эти ритмические круги. Современная наука прогрессирует благодаря тому , что изучила частоты электромагнитных излучений видимого и невидимого спектра. Чему сопутствует мощный математический аппарат. Мощные оптические телескопы , радиолокация открывают тайны планет. Прогрессирует химия. В основе этих достижений – знание природных циклов. Ритмов природы. Палеонтология , палеоастрономия исследуют предыдущие циклы развития Земли и Вселенной. Наука , современная, развивается в русле идей этой древней науки Индии , учения Калачакры. Отрывок из «Рассказа о царе Шахрияре и его брате».
«А у царского везиря было две дочери: старшая по имени – Шахразада , и младшая – по имени Дуньязада. Старшая читала книги , летописи и жития древних царей и предания о минувших народах , и она , говорят , собрала тысячу летописных книг , относящимся к древним народам , прежним царям и поэтам. » /Сказки 1001 ночи:избранные сказки\Пер. М.Салье. Екатеринбург: Изд. « Ладъ», 1992г.// Очень внушительный объем литературы. Когда в сказках присутствует сюжет превращения в животных или превращения в камень , то повествование приобретает метаисторический характер. То , что не возможно сейчас, в прежние , очень отдаленные ,времена было фактом эволюции. Когда медузообразные формы жизни уплотнялись , проходили процесс минерализации оболочки , как бы окаменевали. Превращение в животных , сюжет который сложился под влиянием буддийских притчь. Намек на предыдущую эволюцию в животном царстве , в предыдущих кругах.
Переходим к прочтению символов первой песни Инферно. Державный пес еще не нагрянул, круги ада все впереди. Еще нет отверженных селений и погибших поколений. Предполагаю , что Лев это солнце, вьющаяся рысь ,это луна с ее неустойчивой плоскостью орбиты. Пятнистые кошачьи – символ луны. Древний символ. В предании монголов волчица вскармливает их общего предка . Такая питающая роль принадлежит планете Земля.
Подробнее рассмотрим символ Державного Пса. Палеонтологи обнаружили у ископаемых мамонтов , найденных в мерзлоте, шерсть 80-ти см. длинной, подшерсток 10-15 см. Причем подшерсток скатался до состояния войлока. Мамонт – гигант. Для богатыря Рустама используют эпитет – слоновотелый. Такой богатырь - гигант , что обнаруживает знания о человечестве гигантов , великанов . Хотя Рустам почти наш современник , тип современного человечества.
Образ пса в произведениях искусства. В Песне о Ролланде , Ролланд в вещем сне предстает в образе пса. Меджнун скитаясь в пустыне , на время ощущает себя псом. В изобразительном искусстве. Икона св. Христофора т.н. псеглавец. Ораз человека с песьей головой. Ч. Дарвин научил нас примерно так воображать первобытных людей . Но это икона скорее сообщает нам , что человечество имело такой отпечаток , предыдущей эволюции в животном царстве. В новой эволюции ими руководит небесная искра. В зороастризме Пес это символ животной души.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь , смерть и дьявол». Вслед за рыцарем бежит пес. Отец у Альбрехта был родом из венгрии. Идея сюжета возможно взята из народного предания.
Псеглавец.
Хотя высокий холм вдали , мрачные деревья. Словом Дюрер , возможно ,был знаком с произведениями Данте.
Гравюра Дюрера. Рыцарь смерть и дьявол.
Похожий сюжет имеет барельеф на скале , село Мадар , Болгария.
«В торжественном движении слева направо изображен всадник , за ним бежит собака. Всадник наступает на льва.» Обнаружено определенное сходство с подобными барельефами в Средней и Центральной Азии. Установлено сходство отдельных восточных изображений: Ламо (Лхамс), Майтреи – Мадара и Вирудхана:
А) с Мадарским рельефом: в движении коня , …, в сопровождении коня собакой с ошейником… Б) с Преславским графитом: ……в собаке с высунутым языком и в ошейнике , бегущей вслед за конем.
/Статья Слави Дончева , Болгария, «Откуда скачешь , гордый конь ?» из книги «Тайны веков», книга третья Издательство «Молодая гвардия» , 1983г./
Барельеф Мадарский всадник. Болгария
Бегущий пес.
Символ Пса имеет связь с символизмом буддизма.
Откуда бежит пес , из каких времен ,читаем « Искандер намэ» , Низами Гянджеви.
«В песьи дни , воздымавщие облако пара ,
В дни , когда даже камни смягчались от жара . –
Царь в бессонных мечтаньях влекомый в Хирхиз ,
Все не спал под мерцаньем полуночных риз.
Он решил приказать снова двинуться стану.»
Песьи дни , в обыденном понимании , самые жаркие сорок дней лета. В это время наблюдается утренний восход звезды Сириус , из созвездия Пса. Это выражение , песьи дни, используют и в Азии и в Риме. С виду стихи начинаются с обыденного выражения .Но войска вести в такую жару не рекомендуется , чтобы сохранить воинов и коней от летнего пекла. Тогда ищем не обыденный смысл. Не в обыденном , в научном , понимании это больше напоминает дни бурной вулканической деятельности на нашей планете . При чем , можно обсудить с астрономами , может быть Сириус занимал в те дальние времена какое то особое положение на небосводе. Скажем , был полярной звездой. Исследовать предполагаемое. У Данте тоже , «.. был ранний час и те же звезды вновь», утренний восход звезд. Существует явление прецессии земной оси , изучается явление смены полюсов нашей планеты, и сочетание тех же звезд , «вновь» , может разделять длительный период времени.
Далее Искандер проходит с войском пустыню и «…Вдруг представился край плодородный…» , плодородный, т.е. эпоха сменилась , планета стала цветущей. В том краю «.. Правоверные жили в лазурных шатрах, но пророка не знали на этих горах. Мудрым людям одним откровением бога к постижению бога открылась дорога.» Чистое , не подверженное страстям человечество , первое , первобытное население планеты. В наше время таких , за тысячу лет, можно пересчитать по пальцам. Луллий в видении видит логическую машину , Дюрер , Леонардо Да Винчи во сне видят прекрасные произведения искусства . Но они , в отличии от первобытных людей, приобрели эти достижения трудом , наукой и длительной эволюцией . Эволюция от чистых , но бессознательных ,первых людей до сознательных творческих личностей.
Какие выводы можно сделать? Данте начинает поэму от времен когда солнце , луна и земля (свет , тепло и электричество ) приступают к подготовке материи для новой эволюции. Пес символизирует начало эволюции физического человечества.
Очевидно , что Вергилий и Данте были знакомы с законом кармы и перевоплощеня.
Вергилий писал Энеиду в Парфенополе ,современный Неаполь, это один из греческих городов на юге Италии. Т.н. Великая Греция , Греция Магна. Как говорят : -«Для римлян восток начинался в стадевяноста километрах от Рима» / Тайны археологии фильм 21 «Греческие города в Италии»/ И действительно греки , с их большими связями на востоке, во многом могли быть , такими любознательными , лояльными к другим религиям, передатчиками научных и культурных данных, найденных ими в Индии и Средней Азии.
PS:Нашел замечательный комментарий к началу поэмы на песнь 37:
Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
Божественная двинула Любовь.
Игнатий Юлианович Крачковский в IV томе стр 66., в монографии "Арабская географическая литература" описывает как попал источник учения о кальпах (циклических кругах) в сферу научного знания арабов.
«Иранские астрономические работы, попадавшие к арабам в эту эпоху
редко носили самостоятельный характер: обыкновенно они отражали
индийскую науку, которая проникала и непосредственно. Арабская традиция представляет историю этого проникновения в следующем виде. В составе посольства, прибывшего из Индии ко двору ал-Мансура в 154/771 или 156/773 г., был ученый пандит Манка или Канка, который привез с собой астрономический трактат с таблицами, названный в арабской обработке „Китаб ас-Синдхинд". Многое в этом рассказе остается неясным, начиная от некоторого колебания хронологических дат, которое усиливается сообщением еще о втором посольстве в 161/777—778 г.; однако источник этого произведения удалось определить с достаточной уверенностью — им оказался трактат „Брамаспутасидданта“, составленный в 628 г. Брамагуптой.Слово сидданта дало на арабской почве под влиянием народной этимологии заглавие „Синдхинд“, в котором отразилось арабское название двух частей Индии — Синда и Хинда. Первоначально сидданта значило „знание, наука, научный метод“, впоследствии стало применяться ко всякому астрономическому сочинению. Трактат содержал краткий вводный текст с приложением многочисленных таблиц движений светил, восхода и захода знаков зодиака. Эти движения были рассчитаны на искусственные циклы обнимающие тысячелетия, так называемые кальпа. Основная гипотеза сводилась к тому, что в начале мира солнце, луна и планеты находились
в одном первоначальном сочетании на одном градусе долготы; в конце
мира они вернутся к тому же сочетанию.
Представление это жило очень долго и в Европе; вспомним, что
у Данте в „Божественной комедии" есть такие строки:
Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
Божественная двинула любовь.
Влияние идей буддизма на творчество Данте Алигьери
Статью в категории 'Другие течения будизма', опубликовал Игорь_З, 16 янв 2022.
Анализ символов четырех животных из первой песни Инферно, Божественной Комедии Данте Алигьери. Связь Комедии с Культурой Центральной Азии.
-
-
Статью опубликовал Игорь_З, Найти все статьи пользователя Игорь_З
-
- Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor