Загрузка...
    1. Рейтинг статьи
      0/5,
      0 проголосовало
      Тема обсуждения: Влияние идей Буддизма на творчество Данте Алигьери.

      Произведения Данте долгое время замалчивали, не очень рекламировали, и только в XIX веке поэты романтики подняли имя Данте на должную высоту. Появились переводы и издания . Романтики утверждали , что Данте был первым романтиком и они приняли поэта в свои ряды. Но что же такое романтизм? Что ценного есть в этих римских древностях? Пробуем разобраться.

      Песня первая inferno.
      « (28) Когда я телу дал передохнуть,
      Я вверх пошел, и мне была опора
      В стопе, давившей на земную грудь.
      (31) И вот, внизу крутого косогора, —
      Проворная и вьющаяся рысь,
      Вся в ярких пятнах пестрого узора.
      (34) Она, кружа, мне преграждала высь,
      И я не раз на крутизне опасной
      Возвратным следом помышлял спастись.
      (37) Был ранний час, и солнце в тверди ясной
      Сопровождали те же звезды вновь,
      Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
      (40) Божественная двинула Любовь.
      Доверясь часу и поре счастливой,
      Уже не так сжималась в сердце кровь
      (43) При виде зверя с шерстью прихотливой;
      Но, ужасом опять его стесня,
      Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
      (46) Он наступал как будто на меня,
      От голода рыча освирепело
      И самый воздух страхом цепеня.
      (49) И с ним волчица, чье худое тело,
      Казалось, все алчбы в себе несет;
      Немало душ из-за нее скорбело.
      (52) Меня сковал такой тяжелый гнет
      Перед ее стремящим ужас взглядом,
      Что я утратил чаянье высот.»….
      «(91) «Ты должен выбрать новую дорогу, —
      Он отвечал мне, увидав мой страх, —
      И к дикому не возвращаться логу;
      (94) Волчица, от которой ты в слезах,
      Всех восходящих гонит, утесняя,
      И убивает на своих путях;
      (97) Она такая лютая и злая,
      Что ненасытно будет голодна.
      Вслед за едой еще сильней алкая.
      (100) Со всяческою тварью случена.
      Она премногих соблазнит, но славный
      Нагрянет Пес, и кончится она.
      (103) Не прах земной и не металл двусплавный,
      А честь, любовь и мудрость он вкусит.
      Меж войлоком и войлоком державный.
      (106) Италии он будет верный щит,
      Той, для которой умерла Камилла,
      И Эвриал, и Турн, и Нис убит.
      (109) Свой бег волчица где бы ни стремила,
      Ее, нагнав, он заточит в Аду,
      Откуда зависть хищницу взманила.
      (112) И я тебе скажу в свою чреду:
      Иди за мной, и в вечные селенья
      Из этих мест тебя я приведу,

      Я предлагаю прокомментировать песнь первую инферно, Комедии Данте, символы четырех животных. Для сравнения привлечем произведения персидско-таджикской поэзии, Сказки 1001 ночи , близкие по духу используемого символизма. Книги поэтов суфиев Фирдоуси , Низами Гянджеви , Алишера Навои (суфии хранители учения Будды), издательства «Всемирная литература». Сборники сказок 1001 ночи в переводе Салье. Сборник «Родник жемчужин». Эти произведения , как и Комедия, хорошо прокомментированы, даются рекомендации по прочтению «трудных мест».
      Общее мнение , что в основе этих трудов , лежат произведения устного народного творчества. Видна идеологическая тенденция- «Народ песни сочиняет». Поэтому рассмотрим предшествующий исторический период , чтобы определить , что влияло на это творчество.
      Во времена царя Ашоки посылались проповедники буддизма в страны Запада. Страны персидского влияния , греции , Рима. «Небезуспешно» - как отмечается на одной из стелл царя Ашоки. / И.П. Магидович «Географическое открытие Индии»/

      Следующий этап: Кушанская империя. Царь Канишка призывает гуру Чанака , принимает учение Будды . Проводит политику умиротворения , вводит изучение санскрита. Делает санскрит языком ученых на востоке, как латынь на западе. Процветает медицина-аюрведа. Растет товарообмен между странами Китая , Индии и странами запада , обмен идеями и знаниями. /Из документального фильма «История Индии» с Майклом Вудом , произв. BBC./ Буддизм укрепился в Средней Азии.
      В это время бытовала обширная буддийская литература , с многочисленными намеками на Калачакру. /Ю.Н. Рерих «Буддизм и культурное единство Азии»/
      Калачакра – наука Индии. К изучению допускались прошедшие трудные испытания. От студентов требовалось знание санскрита , для изучения текстов по индийской философии , нескольких систем индийской астрономии и астрологии. Считается , что Калачакру преподавал своим ученикам Будда./Ю.Н. Рерих «К изучению Калачакры» ./

      После арабского завоевания Средней Азии буддизм был вытеснен. И только со временем стали привлекать местные кадры. Стали более лояльно относиться к персидской учености. Начинается период восточного Возрождения. Рост науки. Собрание библиотек. Стали собирать и записывать народные предания. Фирдоуси использовал для написания Шахнаме материалы, записанные в прозе его предшественниками, и поэтически оформил их.
      Буддизм с его просветительской направленностью , утверждением общего блага , научностью понятно , что влиял на ближние и дальние регионы. И это нужно учитывать.
      Для примера приведу отрывок из произведения Алишера Навои «Семь планет».
      Пятница – Бахрам в Камфарном дворце. Рассказ путника приведенного с дороги.

      «Я много видел на своем веку,
      Из виденного сказку извлеку.
      В трудах дорога пройдена моя,
      Страна Хорезма – родина моя
      Дорога музыки - русло мое,
      Игра на сазе - ремесло мое.
      Постиг я , музыку держа в руках,
      Науку о ритмических кругах.
      …………………………………………
      Я обучаю музыке людей.
      Верней , учитель я учителей.»

      Такая высокая ученая степень , учитель учителей, должна принадлежать специалисту в нескольких отраслях знаний. Математика была разделом музыки , в те времена. Т.е. по законам аналогии , на примерах циклов музыки, изучали великие циклы природы. Тайная Доктрина Е.П. Блаватской , Космогенезис , Антропогенезис предлагают для изучения эти ритмические круги. Современная наука прогрессирует благодаря тому , что изучила частоты электромагнитных излучений видимого и невидимого спектра. Чему сопутствует мощный математический аппарат. Мощные оптические телескопы , радиолокация открывают тайны планет. Прогрессирует химия. В основе этих достижений – знание природных циклов. Ритмов природы. Палеонтология , палеоастрономия исследуют предыдущие циклы развития Земли и Вселенной. Наука , современная, развивается в русле идей этой древней науки Индии , учения Калачакры. Отрывок из «Рассказа о царе Шахрияре и его брате».

      «А у царского везиря было две дочери: старшая по имени – Шахразада , и младшая – по имени Дуньязада. Старшая читала книги , летописи и жития древних царей и предания о минувших народах , и она , говорят , собрала тысячу летописных книг , относящимся к древним народам , прежним царям и поэтам. » /Сказки 1001 ночи:избранные сказки\Пер. М.Салье. Екатеринбург: Изд. « Ладъ», 1992г.// Очень внушительный объем литературы. Когда в сказках присутствует сюжет превращения в животных или превращения в камень , то повествование приобретает метаисторический характер. То , что не возможно сейчас, в прежние , очень отдаленные ,времена было фактом эволюции. Когда медузообразные формы жизни уплотнялись , проходили процесс минерализации оболочки , как бы окаменевали. Превращение в животных , сюжет который сложился под влиянием буддийских притчь. Намек на предыдущую эволюцию в животном царстве , в предыдущих кругах.
      Переходим к прочтению символов первой песни Инферно. Державный пес еще не нагрянул, круги ада все впереди. Еще нет отверженных селений и погибших поколений. Предполагаю , что Лев это солнце, вьющаяся рысь ,это луна с ее неустойчивой плоскостью орбиты. Пятнистые кошачьи – символ луны. Древний символ. В предании монголов волчица вскармливает их общего предка . Такая питающая роль принадлежит планете Земля.
      Подробнее рассмотрим символ Державного Пса. Палеонтологи обнаружили у ископаемых мамонтов , найденных в мерзлоте, шерсть 80-ти см. длинной, подшерсток 10-15 см. Причем подшерсток скатался до состояния войлока. Мамонт – гигант. Для богатыря Рустама используют эпитет – слоновотелый. Такой богатырь - гигант , что обнаруживает знания о человечестве гигантов , великанов . Хотя Рустам почти наш современник , тип современного человечества.
      Образ пса в произведениях искусства. В Песне о Ролланде , Ролланд в вещем сне предстает в образе пса. Меджнун скитаясь в пустыне , на время ощущает себя псом. В изобразительном искусстве. Икона св. Христофора т.н. псеглавец. Ораз человека с песьей головой. Ч. Дарвин научил нас примерно так воображать первобытных людей . Но это икона скорее сообщает нам , что человечество имело такой отпечаток , предыдущей эволюции в животном царстве. В новой эволюции ими руководит небесная искра. В зороастризме Пес это символ животной души.

      Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь , смерть и дьявол». Вслед за рыцарем бежит пес. Отец у Альбрехта был родом из венгрии. Идея сюжета возможно взята из народного предания.
      Псеглавец.
      Псеглавец.
      Хотя высокий холм вдали , мрачные деревья. Словом Дюрер , возможно ,был знаком с произведениями Данте.
      Рыцарь.
      Гравюра Дюрера. Рыцарь смерть и дьявол.

      Похожий сюжет имеет барельеф на скале , село Мадар , Болгария.

      «В торжественном движении слева направо изображен всадник , за ним бежит собака. Всадник наступает на льва.» Обнаружено определенное сходство с подобными барельефами в Средней и Центральной Азии. Установлено сходство отдельных восточных изображений: Ламо (Лхамс), Майтреи – Мадара и Вирудхана:

      А) с Мадарским рельефом: в движении коня , …, в сопровождении коня собакой с ошейником… Б) с Преславским графитом: ……в собаке с высунутым языком и в ошейнике , бегущей вслед за конем.

      /Статья Слави Дончева , Болгария, «Откуда скачешь , гордый конь ?» из книги «Тайны веков», книга третья Издательство «Молодая гвардия» , 1983г./
      Мадарский_всадник.
      Барельеф Мадарский всадник. Болгария
      madarskiy_vsadnik.
      Бегущий пес.

      Символ Пса имеет связь с символизмом буддизма.

      Откуда бежит пес , из каких времен ,читаем « Искандер намэ» , Низами Гянджеви.

      «В песьи дни , воздымавщие облако пара ,
      В дни , когда даже камни смягчались от жара . –
      Царь в бессонных мечтаньях влекомый в Хирхиз ,
      Все не спал под мерцаньем полуночных риз.
      Он решил приказать снова двинуться стану.»

      Песьи дни , в обыденном понимании , самые жаркие сорок дней лета. В это время наблюдается утренний восход звезды Сириус , из созвездия Пса. Это выражение , песьи дни, используют и в Азии и в Риме. С виду стихи начинаются с обыденного выражения .Но войска вести в такую жару не рекомендуется , чтобы сохранить воинов и коней от летнего пекла. Тогда ищем не обыденный смысл. Не в обыденном , в научном , понимании это больше напоминает дни бурной вулканической деятельности на нашей планете . При чем , можно обсудить с астрономами , может быть Сириус занимал в те дальние времена какое то особое положение на небосводе. Скажем , был полярной звездой. Исследовать предполагаемое. У Данте тоже , «.. был ранний час и те же звезды вновь», утренний восход звезд. Существует явление прецессии земной оси , изучается явление смены полюсов нашей планеты, и сочетание тех же звезд , «вновь» , может разделять длительный период времени.
      Далее Искандер проходит с войском пустыню и «…Вдруг представился край плодородный…» , плодородный, т.е. эпоха сменилась , планета стала цветущей. В том краю «.. Правоверные жили в лазурных шатрах, но пророка не знали на этих горах. Мудрым людям одним откровением бога к постижению бога открылась дорога.» Чистое , не подверженное страстям человечество , первое , первобытное население планеты. В наше время таких , за тысячу лет, можно пересчитать по пальцам. Луллий в видении видит логическую машину , Дюрер , Леонардо Да Винчи во сне видят прекрасные произведения искусства . Но они , в отличии от первобытных людей, приобрели эти достижения трудом , наукой и длительной эволюцией . Эволюция от чистых , но бессознательных ,первых людей до сознательных творческих личностей.

      Какие выводы можно сделать? Данте начинает поэму от времен когда солнце , луна и земля (свет , тепло и электричество ) приступают к подготовке материи для новой эволюции. Пес символизирует начало эволюции физического человечества.
      Очевидно , что Вергилий и Данте были знакомы с законом кармы и перевоплощеня.
      Вергилий писал Энеиду в Парфенополе ,современный Неаполь, это один из греческих городов на юге Италии. Т.н. Великая Греция , Греция Магна. Как говорят : -«Для римлян восток начинался в стадевяноста километрах от Рима» / Тайны археологии фильм 21 «Греческие города в Италии»/ И действительно греки , с их большими связями на востоке, во многом могли быть , такими любознательными , лояльными к другим религиям, передатчиками научных и культурных данных, найденных ими в Индии и Средней Азии.
      PS:Нашел замечательный комментарий к началу поэмы на песнь 37:
      Был ранний час, и солнце в тверди ясной
      Сопровождали те же звезды вновь,
      Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
      Божественная двинула Любовь.
      Игнатий Юлианович Крачковский в IV томе стр 66., в монографии "Арабская географическая литература" описывает как попал источник учения о кальпах (циклических кругах) в сферу научного знания арабов.
      «Иранские астрономические работы, попадавшие к арабам в эту эпоху
      редко носили самостоятельный характер: обыкновенно они отражали
      индийскую науку, которая проникала и непосредственно. Арабская традиция представляет историю этого проникновения в следующем виде. В составе посольства, прибывшего из Индии ко двору ал-Мансура в 154/771 или 156/773 г., был ученый пандит Манка или Канка, который привез с собой астрономический трактат с таблицами, названный в арабской обработке „Китаб ас-Синдхинд". Многое в этом рассказе остается неясным, начиная от некоторого колебания хронологических дат, которое усиливается сообщением еще о втором посольстве в 161/777—778 г.; однако источник этого произведения удалось определить с достаточной уверенностью — им оказался трактат „Брамаспутасидданта“, составленный в 628 г. Брамагуптой.Слово сидданта дало на арабской почве под влиянием народной этимологии заглавие „Синдхинд“, в котором отразилось арабское название двух частей Индии — Синда и Хинда. Первоначально сидданта значило „знание, наука, научный метод“, впоследствии стало применяться ко всякому астрономическому сочинению. Трактат содержал краткий вводный текст с приложением многочисленных таблиц движений светил, восхода и захода знаков зодиака. Эти движения были рассчитаны на искусственные циклы обнимающие тысячелетия, так называемые кальпа. Основная гипотеза сводилась к тому, что в начале мира солнце, луна и планеты находились
      в одном первоначальном сочетании на одном градусе долготы; в конце
      мира они вернутся к тому же сочетанию.
      Представление это жило очень долго и в Европе; вспомним, что
      у Данте в „Божественной комедии" есть такие строки:
      Был ранний час, и солнце в тверди ясной
      Сопровождали те же звезды вновь,
      Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
      Божественная двинула любовь.
      админ нравится это.
  • Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor