Загрузка...

СПБ:Открылась масштабная выставка Николая Рериха

Тема в разделе "Новости Рериховского сообщества", создана пользователем bot (служ.), 11 апр 2014.

  1. Offline
    bot (служ.)

    bot (служ.) Администратор Пользователь

    Регистрация:
    9 янв 2014
    Сообщения:
    0
    Симпатии:
    0
    Пол:
    Мужской
    Рейтинги:
    +0 / 0 / -0
    В корпусе Бенуа открылась масштабная выставка Николая Рериха

    [​IMG]

    Экспозицию посвятили 140-летию со дня рождения художника и писателя. Петербуржцы смогут увидеть работы русского и индийского периода творчества мастера. Всего представлено более 300 произведений живописи и графики из Русского музея, Третьяковской галереи, частных собраний Северной столицы и других коллекций.

    Среди экспонатов есть и эскизы картин Николая Рериха. Эксперты считают их самостоятельными произведениями живописи. Но в центре выставки — работа «Садко» (ее редко показывали из-за больших размеров) и, конечно, полотна цикла «Богатырский фриз».

    Галина Кричина, куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного русского музея: «Последняя крупная выставка была у нас в 1974 году в Ленинграде. Тогда показывались „Богатырский фриз“. Но не целиком. А сейчас мы можем в общем-то показать полотно целиком. Две работы не поместились, они висят у нас на лестнице в корпусе Бенуа. Потому что это очень большие работы. Но зато целиком. Те, кто знает, те, кто любит, может впервые в жизни увидеть „Богатырский фриз“ целиком».

    Отдельный раздел выставки кураторы посвятили театральным работам Рериха. Как сценический художник он оформлял знаменитые постановки, в том числе балетные. По словам специалистов, декорации имели невероятный успех у зрителей и критиков. А модели и детали женских костюмов воспринимались как модные новинки.

    [ist]http://www.ntv.ru/novosti/895596/[/ist]



    Русский музей представил ретроспективу работ Николая Рериха: выставка приурочена к 140-летию со дня рождения художника.

    Произведения Николая Рериха входят в состав постоянной экспозиции Русского музея, но публика видит только часть обширной музейной коллекции. Нынешний проект, реализованный в пространстве корпуса Бенуа, дает возможность увидеть редкие произведения художника.

    Масштабная выставка, посвященная творчеству Рериха, последний раз проходила в петербургском музее в 1974 году. С тех пор прошло немало времени, выросли новые поколения зрителей, нуждающихся в представлении художественного виденья Николая Рериха. Осознавая назревшую необходимость, Русский музей ставит перед собой задачу по организации наиболее полного экскурса в творчество мэтра мирового искусства.

    На сегодняшний момент Русский музей обладает коллекцией, включающей свыше 400 произведений Николая Рериха. Многие произведения завещал петербургскому музею сам художник. В силу особенностей музейной деятельности значительная часть собрания хранится в фондах. Ради открывшейся выставки экспонаты достали и представили широкой публике.

    К примеру, на выставке в полном объеме можно увидеть серию декоративных полотен «Богатырский фриз», созданную художником для украшения дома Бажанова в Петербурге. Большой формат работ не позволяет музею постоянно выставлять эту композицию, поэтому нынешняя демонстрация носит уникальный характер.

    Крайне редко музей имеет возможность показать многочисленные этюды Николая Рериха. Сейчас их объединили в специальные блоки, раскрывающую всю глубину возможностей монументального художника: ведь любой его этюд воспринимается в качестве полноценного произведения.

    Представленные на выставке этюды также направлены на разрушение мифа о монотонности Николая Рериха, деятельность которого отличалась цикличностью и кажущимися повторами.

    «Многие говорят, что Рерих - одинаковый. Это неправда», - утверждает куратор выставки Галина Кречина, - «Этюды все разные, ничего не повторяется — ни композиция, ни цвет». При подготовке выставки в Русском музее постарались подчеркнуть это разнообразие.

    Произведения, включенные в состав выставки, глубоко связаны с философскими поисками Николая Рериха. Одним из ключевых моментов является обращение художника в теме Древней Руси. По словам Евгении Петровой — заместителя директора Русского музея по научной работе, в его работах нет исторических сюжетов как таковых. Обращаясь к древним легендам и сказаниям, художник всегда делает акцент на внутреннем переживании истории.

    Особенно значимой для Николая Рериха стала тема космичности, которую художник пронес через все этапы своего творчества. В начале XX веке данная проблематика волновала Малевича и многих других художников, но Рерих нашел собственный путь её художественного прочтения.

    «Они разошлись с Малевичем в разные стороны», - поясняет Петрова, - «Малевич попытался выразить взаимоотношения между космосом и землей через геометрию, а Рерих пошел другим путем — путем близости к натуре, но её обобщения, символизации».

    В целом, экспозиция показывает весь путь развития Николая Рериха. Сохранить полную хронологию позволяют произведения, предоставленные Русскому музею из других собраний. Часть работ попали на выставку из Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф» и Музея-квартиры Бродского. Свою лепту в организацию ретроспективы внесли частные петербургские собрания.

    Экспозицию дополняет богатый биографический материал, создающий общую картину личности художника. На выставке демонстрируются высказывания Николая Рериха о жизни и творчестве; фотографии, где художник представлен со своей семьей, за работой или в путешествиях.

    По своим масштабам нынешняя выставка оказалась намного представительней экспозиции 1974 года.


    Связанные события:

    Читать дальше...