Работа Иванова Сергея Аркадьевича ценна уже просто своим списком упоминаний о юродивых (самый большой список из существующих) - некая всеохватывающая энциклопедия юродства. Но помимо этого - "Блаженные похабы" - блестящее, глубокое и смелое исследование юродства как культурного феномена.
- Сопровождение администрацией Портала:
- Интересное исследование православной аскетики.
- Резюме администрации Портала:
- Может быть полезным для более глубокого понимания Агни Йоги
Надо иметь ввиду, что предлагаемая работа написана в жанре культурной антропологии, а не богословия или агиологии. Сам автор по этому поводу пишет: "Для православного вопрос стоит таким образом: как извлечь из памятников культуры свидетельства о реально существовавших юродивых? Мы же ставим в каком‑то смысле противоположный вопрос: что побуждает культуру творить образ юродивого и как этот конструкт характеризует самое культуру?", и далее: "Наша цель — исследовать непосредственное происхождение, а также оформление и бытование реального культурного феномена, который мог возникнуть лишь во вполне определенных исторических условиях."
Павел Сведомский. «Юродивый».
В.И. Суриков. «Юродивый». Фрагмент картины «Боярыня Морозова».
Сергей Кириллов. "Василий Блаженный (Моление)", 1994.
Пелевин И. "Царь Иван Грозный в келье юродивого Николая Салоса". 1877.
Об авторе:
Сергей Аркадьевич Иванов - современный видный специалист в области византийской и древнерусской культуры. Выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ. Доктор исторических наук, профессор Института высших гуманитарных исследований РГГУ и СПбГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Из книги:
"Едва ли не самый знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем — Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название — собор Василия Блаженного.
А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, а однажды расколол камнем чудотворную икону. Разве подобное поведение типично для святых? Конечно, если они — юродивые. Недаром тех же людей на Руси называли еще «похабами».
Самый факт, что при разговоре о древнем и весьма специфическом виде православной святости русские могут без кавычек и дополнительных пояснений употреблять слово своего современного языка, чрезвычайно показателен. Явление это укорененное, важное, — но не осмысленное культурологически.
О юродстве много писали в благочестивом ключе, но до сих пор в мировой гуманитарной науке не существовало монографических исследований, где «похабство» рассматривалось бы как феномен культурной антропологии. Данная книга — первая".
Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2005.