- Сопровождение администрацией Портала:
- Интересное исследование православной аскетики.
- Резюме администрации Портала:
- Может быть полезным для более глубокого понимания Агни Йоги
Работа Иванова Сергея Аркадьевича ценна уже просто своим списком упоминаний о юродивых (самый большой список из существующих) - некая всеохватывающая энциклопедия юродства. Но помимо этого - "Блаженные похабы" - блестящее, глубокое и смелое исследование юродства как культурного феномена.
Надо иметь ввиду, что предлагаемая работа написана в жанре культурной антропологии, а не богословия или агиологии. Сам автор по этому поводу пишет: "Для православного вопрос стоит таким образом: как извлечь из памятников культуры свидетельства о реально существовавших юродивых? Мы же ставим в каком‑то смысле противоположный вопрос: что побуждает культуру творить образ юродивого и как этот конструкт характеризует самое культуру?", и далее: "Наша цель — исследовать непосредственное происхождение, а также оформление и бытование реального культурного феномена, который мог возникнуть лишь во вполне определенных исторических условиях."
![]()
Павел Сведомский. «Юродивый».
![]()
В.И. Суриков. «Юродивый». Фрагмент картины «Боярыня Морозова».
![]()
Сергей Кириллов. "Василий Блаженный (Моление)", 1994.
![]()
Пелевин И. "Царь Иван Грозный в келье юродивого Николая Салоса". 1877.
Об авторе:
Сергей Аркадьевич Иванов - современный видный специалист в области византийской и древнерусской культуры. Выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ. Доктор исторических наук, профессор Института высших гуманитарных исследований РГГУ и СПбГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Из книги:
"Едва ли не самый знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем — Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название — собор Василия Блаженного.
А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, а однажды расколол камнем чудотворную икону. Разве подобное поведение типично для святых? Конечно, если они — юродивые. Недаром тех же людей на Руси называли еще «похабами».
Самый факт, что при разговоре о древнем и весьма специфическом виде православной святости русские могут без кавычек и дополнительных пояснений употреблять слово своего современного языка, чрезвычайно показателен. Явление это укорененное, важное, — но не осмысленное культурологически.
О юродстве много писали в благочестивом ключе, но до сих пор в мировой гуманитарной науке не существовало монографических исследований, где «похабство» рассматривалось бы как феномен культурной антропологии. Данная книга — первая".
Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.: Языки славянских культур, 2005.